Развитие эмоциональной сферы ребенка

Смайлики Театра Эмоций

Р азвитие эмоциональной сферы ребенка – это процесс, который очень сильно  связан развитием  личности, с вхождением ребенка в  социум и его творческого  становления.

Э то и  культура межличностных отношений, и освоение культурных ценностей. Мы хотим показать своё видение и инструменты для развития эмоций, но об этом в следующем материале.

Cейчас остановимся на следующих моментах:  эмоции детей, виды эмоций, функции эмоций, управление эмоциями, выражение эмоций, значение эмоций

Эмоции детей

Развитие ребенка тесным образом связано с его миром  чувств и переживаний. Эмоции – это  «индикатор» душевного состояния ребенка. Эмоции  очень сильно влияют на  процессы познания, на   поведение, определяют  особенности внимания, восприятия окружающего мира и логику суждений.

Маленький ребенок  часто находится «в плену» своих  эмоций, потому что ещё  не умеет управлять своими чувствами. Это приводит  к импульсивности поведения и сложным ситуациям при  общении с ровесниками и взрослыми. И только  по мере личностного развития у детей  постепенно развивается  способность осознавать и контролировать свои переживания. Детки научаются понимать эмоциональные состояние других, развивается непосредственность поведения, чувства становятся более глубокими  и устойчивыми.

Ребенку надо  время, для того чтобы освоится в новом коллективе, привыкнуть  к новым требованиям взрослых и  новому распорядку дня, к  общению с «новыми» для него  детьми, понять, как усваивать   знания в процессе обучения.

Раже  взрослый человек не всегда способен разобраться в гамме своих переживаний, а для детей эта задача — еще более трудна. Дети не всегда правильно понимают самые простые эмоции, ещё  труднее им осознать переживания, которые возникают при увеличении  их контактов  с окружением

Виды эмоций

Существует несколько классификаций по различным  критериям.

1.  По знаку эмоции делятся на:

  • Положительные – это  восторг, радость, удовольствие,  и др. Они  связаны с удовлетворенными потребностями.
  • Отрицательные — огорчение, печаль,  грусть , гнев и др.  — с неудовлетворенными  потребностями.
  • Амбивалентные —  отражают двойственное отношение. Например, ревность – это  сочетание ненависти и любви; злорадство  —  сочетание радости и ненависти.
2.По модальности (качеству) эмоций выделяют следующие  виды  эмоциональных процессов и состояний:  радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.   Это «фундаментальные» эмоции.
3. По силе и устойчивости эмоции  делятся на две группы: ситуативные и устойчивые

3.1Ситуативные эмоции – простейшая форма эмоций, например, температурные, вкусовые… Эмоциональный тон служит окраской простых ощущений,  сохраняется до тех пор  длится само ощущение.

  • Собственно эмоция  — это  реакция, которая отражает  значимость ситуации: переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие «фундаментальные» эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом выбранного стиля  поведения, или совершенных действий и поступков.
  • Аффект (от лат. аffectus — душевное волнение) — сложное и  непродолжительное эмоциональное состояние, связанно  с резким изменением важных жизненных обстоятельств. Обычно возникает в экстремальных ситуациях, когда  человек не справляется с возникшей ситуацией. В основе  —   внутренний конфликт.  Дезорганизует сознание. Резко снижается волевой контроль над поступками и действиями, нарушается работа систем кроветворения  и эндокринной системы  и т. д. Нарушения при аффекте могут привести к неспособности вспомнить события спровоцировавшие его.

3.2 Устойчивые эмоции

Настроение – относительно устойчивое и  продолжительное эмоциональное состояние, которое возникает на основе преобладающих эмоций. Настроение — это не конкретная эмоция или  чувство, это  эмоциональный фон, в котором происходят все эмоциональные переживания. Настроение может быть  веселым, радостным, унылым, грустным… Часто настроение формируется под влиянием  встреч, действий, принятия решений и т. д. Представляет собой эмоциональную реакцию в ракурсе общих целей, интересов и ожиданий. Носит не предметный, а личностный характер.

Чувства —  это высшая форма эмоционального состояния, характеризуются продолжительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают обстоятельства, факты, люди, события,  и  по отношению к которым, у человека сформировались определённые  мотивы. Например  чувство любви,  может выражаться  эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения.

Страсть — сильное, устойчивое, всеобъемлющее чувство, которое доминируюет над другими переживаниями, и  определяет мысли и поступки человека.

Функции эмоций

Наиболее обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций:

Ф ункция оценки. Мы все знаем, как важно первое впечатление. Если первое впечатление — благоприятное, то бывает сложно  разрушить эту  настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, очень сложно, «реабилитировать» того, который нам изначально  показался неприятным.

Функция мобилизации. Проявляется на  физиологическом уровне. Например,  выброс в кровь адреналина повышает способность к преодолению барьеров. В таком состоянии через забор перемахнёшь,  а успокоившись думаешь, и как мне теперь обратно…

Функция следообразования. Эмоция возникает уже после завершения  события завершилось, когда действовать уже поздно.

Функция компенсации информационного дефицита. Полезна в случае, когда у нас нет  информации для рационального принятия решения. Эмоции не следует  противопоставлять «интеллекту». Они, скорее и есть  высший порядок интеллекта. Это  «запасной» ресурс для решения задач. Положительные эмоции усиливают потребности, а отрицательные – снижают их интенсивность.

Функция коммуникации.  Например, любая мама отличит  плач своего ребенка, вызванный болью, от плача, вызванного другими. Эмоции  «заразительны».

Функция дезорганизации. Длительное действие сильной эмоции приводит к  развитию  дистресса, который,  может привести  к расстройству поведения и здоровья.

В процессе развития эмоциональной сферы ребенка нужно чтобы он умел не только правильно выражать свои эмоции, но и правильно «считывать»  чужие эмоции.

Конечно, у вас может возникнуть вопросы, зачем вообще об этом пишут Непоседы. А всё просто, видите картинку рожиц-эмоций… Эти рожицы мы делали с мальчишкам, преследую одну единственную цель — развитие эмоциональной сферы ребенка. А наши рожицы-эмоции — это один из инструментов развития эмоций, в помощь воспитателю. Конечно у вас возникнет вопрос: «Из чего они сделаны?». Об этом в читайте здесь .

А еще мы наш участок украсили CD-дисками, с нарисованными эмоциями. Теперь у воспитателя есть возможность отрабатывать эту тему не только в группе на занятии, но и на прогулке.

Об авторе

Ольга Батырева

6 Responses to Развитие эмоциональной сферы ребенка

  • Ольга Балашова

    Отличная статья!!! все просто доступно и подробно — СПАСИБО!!!
    Про эмоции так важно знать каждому, особенно взрослым. И говорить об этом чаще нужно. Порой именно не умение выражать свои эмоции может отрицательно повлиять на исход любого дела, а также — влияет на здоровье…
    Я прочитала отличную книгу Рут Миншулл КАК ВЫБИРАТЬ СВОИХ ЛЮДЕЙ
    перевод с английского В.Губашев, А Попова
    РЕКОМЕНДУЮ!!!!! ТАМ УКАЗАНА ШКАЛА ЭМОЦИЙ — тоже очень пригодится вам!!! =)

  • jonny_30

    Действительно, содержательная статья — порой на дочь гляжу и теряюсь в попытках оценить ее состояние, толи весело ей, то гли грустно. И не есть ли это безудержное веселье что-то дргуое на самом деле.
    оттенков много, но зачастую предпочитаю не вмешиваться сильно, если это не критично — все нормализуется само, либо при небольших воздействиях с нашей стороны

  • Какая полезная вещь — теория, и родителям гораздо легче понять своего ребенка, зная, что такое эмоции и какие они бывают.
    И дети легче осознают, что с ними происходит, и смогут объяснить старшим, что ему весело, грустно, любопытно…
    Классные рожицы эмоций у вас получились!

  • Как красиво стало на сайте! Шрифт и логотип очень подходят друг другу!
    В общем — эмоции переполняют, глядя на ваш сайт, прям в тему статьи 🙂

    Спасибо за интересные сведения об эмоциях, а также за интересную задумку с дидактическими пособиями для развития эмоций.

    • Саша, спасибо!

      Это всё советы В.Федоткина, мы без него такой красоты не навели бы. Логотип ещё не окончательный вариант. Общими усилиями развили тему, будет корректировка.

  • Зоя

    Интересно наблюдать за удивительной непосредственностью детей. Действительно не всегда можно сразу определить их эмоциональное состояние. Своих девочек мы только в крайних проявлениях корректируем.

Написать ответ

Your email address will not be published. Required fields are marked *