Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика .Что это такое и зачем нужна ребенку? Как правильно делать артикуляционную гимнастику

Г

имнастика для рук и  ног —  привычное и знакомое для всех нам явление. Тут понятно, для чего тренируются мышцы, чтобы они были подвижными, сильными и ловкими.

Н

о язык зачем  тренировать,  он и так гибкий, подвижный и «без костей»? Не всё так просто, язык — это главная мышца речевого аппарата. И тут без, гимнастики не обойтись. Язык должен быть сильным и  хорошо развитым, чтобы выполнить тонкие целенаправленные движения при звуковоспроизведении.  Вспомните как иногда заплетается язычок, даже у взрослых!

Н

едостатки в произношении  грузом ложатся на  ребенка, страдает эмоционально-психическое состояние, это мешает ему развиваться и общаться со сверстниками.  Ведь к ребенку начинают приклеивать  различные дразнилки.

Ч

тобы это  не переросло в проблему в дальнейшем, стоит начать занятия артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Деткам 2-х, 3-х, 4-х лет артикуляционная гимнастика  быстрее «поставит» правильное звукопроизношение. Дети более старшего возраста смогут при помощи артикуляционной гимнастики скорректируют уже сложившиеся отклонения в  звукопроизношении. Не забывайте, что при подготовке артикуляционного аппарата надо уделять внимание и речевому дыханию.

Как выполнять артикуляционную гимнастику

!

Чтобы отрабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись и были прочными, гимнастику следует проводить ежедневно.
  • Не делать  более 5 различных упражнений единовременно. 
  • Упражнения следует выполнять перед зеркалом,  медленно, перед зеркалом, чтобы у ребенка был зрительный контроль. 
  • Постепенно ритм упражнений можно убыстрить и выполнять на  счет. Но  упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе нет смысла от таких занятий. 
  • Когда ребенок научился выполнять движения, зеркалом можно не пользоваться, и функции контроля будут на его собственных кинестетических ощущениях ( движение и положение органов речевого аппарата).
  • Лучше заниматься по 5-7 минут,  2 раза в день (утром и вечером) , в зависимости от усидчивости и  возраста  ребенка. 

!

 Проводите  гимнастику  в игровой форме. Для занятия используйте игрушки,  сказочные герои и картинки.

!

 Следите, за тем как выполняются упражнения: точность и  правильность движения, плавность и легкость, достаточный объем  движения, скорость выполнения, устойчивость, хорошая переключаемость с одного движения на другое.

!

 Работа над упражнением обязательно в определенной последовательности:

  • рассказать об упражнении с использованием игровых приемов;
  • показать упражнение;
  • выполненить упражнения перед зеркалом;
  • проверить правильности выполнения, и корректировать допущенные ошибки.

Об авторе

Иван Атапин

2 Responses to Артикуляционная гимнастика

  • Артикуляционная гимнастика может быть дополнена произношением чистоговорок. Вот примеры:
    1) Да-да-да,
    Да-да-да.
    У меня в руках вода!

    2) Лу-Лу-Лу,
    Лу-лу-лу.
    Чемодан стоит в углу.

    3) Ты-ты-ты,
    Ты-ты-ты.
    Сметану съели всю коты.

  • Александр

    Ценная информация, действительно , надо заниматься и все проблемы улетучатся

Написать ответ

Your email address will not be published. Required fields are marked *